Знания дают человеку полную картину реальности. Человек всегда учился — в первобытном обществе набирался опыта добывания пищи, с появлением письменности обучался полезным наукам в учебных заведениях. Чем сложнее становилось общество, тем сложнее становился учебный процесс.
Сегодня новые знания можно получить разными способами. Школы, гимназии, ВУЗы дают классическое образование, при котором учащийся прослушивает курс лекций, выполняет домашнее задание, сдает экзамены и получает оценки, характеризующие уровень полученных знаний. Однако такая система не всегда эффективна. Например, студентам преподают в основном теорию. Отсутствие или малое количество практики мешает применять теоретические знания в реальных повседневных ситуациях. У ученика отсутствует взаимодействие с другими членами коллектива, хотя работа в команде позволяет добиться более эффективного результата.
Учитывая все эти недостатки, специалисты предложили новый формат — дополнительное образование, в котором теория сочетается с практикой, а полученные знания помогают раскрыть творческий потенциал участника. Так появились семинары, курсы, тренинги, проводимые для группы слушателей по заранее утвержденной программе. Такие мероприятия коучи и тренеры широко применяют для развития лидерского потенциала.
Воркшоп — понятие, типы
Workshop (англ.) — рабочая мастерская. Формат обучения предполагает групповые занятия, на которых участники обучают друг друга практическим навыкам, которым нельзя научить в теории. Таким образом, воркшоп дает максимум практики. Результат занятий зависит от вклада каждого участника.
Отличия воркшопа от других методов обучения:
Формат | Как проводят | Цель | Результат |
Воркшоп | Наставник организует занятия, но не читает лекции, а дает вводную и кратко объясняет задачу. Участники делятся своими знаниями друг с другом, в результате чего каждый узнает что-то новое, что можно применить на практике. | Получение ценной информации «из первых рук» — от более компетентных коллег, овладение новыми навыками, налаживание полезных контактов. | Участники за одно занятие овладевают одним или несколькими полезными и нужными навыками. |
Семинар | Выступающий подает теоретический материал. После лекции участники начинают обсуждение, задают преподавателю вопросы и пытаются применить полученную информацию на практике. | Общение с профессионалом, который даст готовые ответы на часто возникающие вопросы. | Углубление знаний, развитие умений самостоятельной работы, стимулирование интеллектуальной деятельности. |
Тренинг | Выполнение комплекса упражнений, направленных на развитие умений и социальных установок. | Развитие умений и навыков членов группы. | Личностный, профессиональный рост. |
Мастер-класс | Практическое занятие, на котором мастер делится своим опытом и мастерством. На основе полученных знаний участники пытаются создать свои модели. | Передача учителем практического опыта ученику. | Формирование навыка, который можно применить на практике. |
Если семинар или лекция отвечает на вопрос «что?», то воркшоп дает представление «как?». Наставник ставит перед пришедшими на занятие проблему, которая им интересна. Работа будет более плодотворной, если у каждого участника есть собственное мнение об этой проблеме и путях ее решения. Группа активно обсуждает задание, приводит конкретные примеры из своей практики. Участники делятся своими предположениями, дискутируют, анализируют, стараются прийти к общему решению. В ходе совместной работы каждый сможет актуализировать свои навыки и получить новые знания.
Продолжительность воркшопа — от одного часа до недели. В хорошо организованном процессе наставник сочетает различные приемы и техники, способные активизировать участников.
Дискуссионный клуб — в споре рождается истина
Суть мероприятия — коллективное обсуждение актуальных событий и вопросов. Каждый высказывает свою точку зрения и аргументировано защищает ее. В публичных выступлениях для оратора важную роль играет умение уверенно держаться, эрудированность, подготовка.
Цель дискуссии — квалифицированный обмен мнениями, опытом, конструктивное общение. В результате занятий человек получает знания, учится слушать других, принимать иную точку зрения, разрушает собственные стереотипы мышления.
Тимбилдинг — инструмент командообразования
Это — перспективный метод управления персоналом. Методика появилась в середине XX в Америке, когда бизнесмены обнаружили, что командные отношения — это ценный корпоративный актив. Цель тимбилдинга — создать сплоченный коллектив с эффективными командными игроками.
Задачи тимбилдинга:
- повышение мотивации деятельности персонала;
- выработка командного чувства;
- устранение конкуренции в коллективе;
- укрепление или формирование авторитета управленческого аппарата;
- психологическая разгрузка сотрудников.
Коучер моделирует кризисные ситуации, в которых участники должны отработать навыки позитивного взаимодействия, научиться принимать сложные решения, работать в стрессовых ситуациях. В ходе командообразующей игры человек начинает четко осознавать свою роль в коллективе, у него формируются навыки принятия совместных решений для поставленных задач. Внутри команды укрепляются связи, что позитивно влияет на совместную работу.
Формат занятий:
- активный — спортивные игры, приключенческие квесты;
- творческий — театрализованные постановки, инсценировки, танцевальные/музыкальные конкурсы;
- психологический — выполнение заданий, в ходе которых проверяют стрессоустойчивость, реакцию участников, умение понимать других и оказывать коллегам поддержку.
Мозговой штурм — генерация идей
Брейнсторминг используют, чтобы получить максимальное количество решений проблемы и собрать нужную информацию. Группу делят на две части — одна генерирует идеи, другая анализирует их и ставит оценки. Приветствуется любая идея, даже глупая и неосуществимая. При этом критика оппонента или его предложений запрещена. При решении специфических задач приглашают эксперта.
Участники должны попытаться отойти от стереотипных и шаблонных решений, выдвинуть, как можно больше вариантов. Те решения, которые одобрены большинством участников, признаются самыми верными. Метод помогает участникам развивать творческие способности, умение оригинально мыслить, фильтровать полученную информацию по определенным признакам.
Деловые игры
Работает по типу тимбилдинга. Имитация рабочего процесса, моделирование реальной ситуации. Метод обучения позволяет участникам отработать профессиональные навыки, аналитическое мышление, уровень коммуникативных навыков. Игры часто разрабатывают под отдельную компанию, применяют при отборе кадров, чтобы получить представление, как человек себя ведет в команде.
Зачем воркшопы будущим лидерам и действующим управленцам
Преимущество воркшопа — высокая скорость обучения. Интенсивная практика заставляет мозг быстрее воспринимать и запоминать информацию. За одно практическое занятие можно развить в себе нужные навыки. Такой результат невозможен при изучении теории. Каждый участник делится своим опытом, идеями, мыслями, воодушевляя остальных и давая им толчок для дальнейшего развития. Не случайно эту модель обучения взяли за основу организаторы конкурсов «Лидеры России» и «Лидеры Карелии». На всех этапах соревнований конкурсанты применяют собственный сложившийся опыт, оценивают свои навыки и компетенции в области управления, получают новый опыт и знания от взаимодействия с наставниками и своими коллегами.
Инновационная технология обучения позволяет развивать профессиональные навыки специалистов разных областей, а упор на практику гарантирует полное усвоение материала. Воркшопов, посвященных исключительно лидерству, не бывает — их включают в управленческие тренинги, как инструмент, дающий практические навыки и понимание:
- что такое эффективный руководитель;
- нюансов лидерства;
- как применять лидерские качества в менеджменте;
- для чего лидерство нужно в бизнесе.
При этом после воркшопа нет посттренинговой депрессии — у участников наблюдается подъем эмоций и веры в себя.
Советы и рекомендации по подготовке к воркшопу
Лидеру необходим запас знаний, чтобы быть компетентным в своей области, поэтому настоящий лидер должен постоянно учиться. Если знания и информация каждые 3-5 лет увеличиваются в два раза, то и ваши личные знания должны умножиться вдвое, иначе вы отстанете от жизни. Стремитесь к тому, чтобы стать лучшим специалистом в своей области — читайте книги, посещайте семинары, курсы, совершенствуйте свои компетенции и навыки.
Воркшопы создают для специалистов с определенной теоретической и практической подготовкой, которые ставят перед собой задачи:
- наработка практических навыков;
- выработка новых идей или создание новых проектов;
- получение знаний, которые можно применить на практике;
- обмен опытом;
- завязывание новых деловых знакомств.
Для участия в воркшопе определите для себя, чего вы хотите достичь и старайтесь идти к намеченной цели. Подготовьтесь к занятию — обозначьте вашу проблему, запишите основные вопросы (что непонятно или вызывает интерес).
Будьте активны в процессе работы — не бойтесь высказывать собственные мысли, предлагайте неожиданные идеи. Для доказывания своей точки зрения используйте собранную информацию.
Любой воркшоп дает возможность удовлетворить личный интерес и адаптировать полученную информацию под себя и свою проблему. Добивайтесь взаимодействия с другими участниками, чтобы получить максимум знаний. Задавайте вопросы, требуйте объяснений непонятных терминов, логики мысли, включайте критическое мышление.
Знания нужно закреплять и расширять, поэтому посетите еще 2-3 воркшопа по этой же тематике. Когда вы сопоставите знания, полученные из разных источников, увидите нестыковки, которые послужат драйвером для более глубокого изучения темы.
Обменяйтесь контактами с единомышленниками, которые могут стать потенциальными бизнес-партнерами. В традициях тренингов — оставаться после занятий узким кругом для обмена мнениями и обсуждения вопросов, не касающихся темы занятия, поэтому не уходите сразу после воркшопа, и вы дополнительно получите интересный опыт.
Активно участвуйте в брейнштормингах, анализируйте и запоминайте опыт ваших коллег, оперативно принимайте решения, и вы добьетесь максимального результата от воркшопа.