Управление деловой карьерой

Карьера — поступательное продвижение индивида в профессиональной сфере, достижение поставленных задач в работе, приводящее к улучшению его положения в обществе (авторитет, востребованность, повышение материального благополучия). Управлением карьерой может заниматься, как сам сотрудник, так и кадровая служба предприятия, разрабатывая мероприятия для служебного роста работников.

Этапы и виды карьеры

Когда у человека формируется представление о своем будущем, он знает, как можно достичь желаемого и что принесет ему удовлетворение в работе, по сути, он готов к карьере. Обычно карьеру строят в несколько этапов:

  • предварительный — поиск призвания, обучение (общеобразовательная школа, колледж, ВУЗ). Возрастной предел — 28 лет;
  • становление — вхождение в коллектив, получение профессиональных навыков, деловых качеств, поиск своего места внутри организации (до 30 лет);
  • продвижение — приобретение опыта, веса в коллективе, перемещения по служебной лестнице (до 45 лет);
  • упрочение положения, повышение квалификации. Все еще возможно продвижение по службе (до 60 лет);
  • завершение — обучение преемников, выход на пенсию.

В зависимости от способа построения карьера может быть:

  • ситуационной — внезапной, меняющей ход событий по независящим от человека обстоятельствам;
  • «от начальника» — при содействии руководства предприятия;
  • «от развития» — наемный работник активно участвует в развитии компании, неосознанно меняя свою судьбу;
  • собственноручной — продвижение индивида посредством его успешной и активной работы;
  • «по трупам» — человек преодолевает любые препятствия ради достижения своих целей.

В HR-менеджменте и управлении персоналом специалисты применяют другую классификацию видов деловой карьеры:

  1. Внутриорганизационная — прохождение всех этапов карьеры в стенах одного предприятия — от обучения до выхода на пенсию.
  2. Межорганизационная — карьерный рост на разных предприятиях.
  3. Специализированная — последовательное прохождение этапов карьеры в одной или нескольких организациях в рамках одной профессии или области деятельности.
  4. Неспециализированная — повышение по службе по мере овладения разными профессиями и специальностями на одном или разных предприятиях.
  5. Вертикальная — видимое продвижение (повышение в должности, рост зарплаты). Плюс — авторитет в коллективе, высокая эффективность сотрудника. Минус — медленная карьера. Не работает в компаниях с «плоской» управленческой структурой.
  6. Горизонтальная — смена сферы деятельности, временное выполнение других обязанностей с расширением или усложнением полномочий и компетенций, без движения вверх по иерархии.
  7. Ступенчатая — объединяет элементы горизонтальной и вертикальной карьеры, распространена во внутри- и межорганизационных видах карьерного роста.
  8. Скрытая — неочевидная. Рядовой работник де-факто имеет высокий социальный статус. Его приглашают на закрытые мероприятия (неформальные и деловые), руководство поручает важные задания. Он получает зарплату, больше, чем предусмотрено для занимаемой должности.

В условиях кризиса построение карьеры сильно усложнилось. Специалист не может быстро менять компании, нарабатывать опыт, зарабатывать деньги — вакансий на рынке труда мало и конкурс на них зачастую зашкаливает. Во многих предприятиях произошли изменения относительно внутреннего продвижения работников. В организациях, где систематизирован и расписан подход к развитию и росту сотрудников, карьерная лестница стала длиннее. Если при дефиците кадров есть шанс продвинуться «через ступеньку», то в условиях нехватки рабочих мест ужесточился подход к оценке качеств работника, существенно уменьшилось количество продвижений, возросла конкуренция между персоналом.

Мероприятия по управлению деловой карьерой

Самостоятельное управление карьерой

Для успешного карьерного роста кандидат должен выработать лидерские качества, обладать знаниями, уметь соотнести свои деловые качества с требованиями организации, в которой он собирается работать.

Основные мероприятия для построения успешной карьеры:

  1. Осознанный выбор профобразования — ради чего идете учиться, какое образование хотите получить, каким специалистом хотите стать.
  2. Закрепление теории на практике — стажировки на предприятиях. Вы поймете, нашли ли вы занятие по призванию, что является целью вашей дальнейшей карьеры.
  3. Выбор места работы. Начните выбирать на старших курсах. Проанализируйте динамику развития отраслей, изучите рынок труда, узнайте перспективы карьерного роста в разных компаниях. Не устраивайтесь на первую попавшуюся должность и не меняйте место работы каждый год, иначе останетесь «у разбитого корыта».
  4. Постоянное обучение, самосовершенствование. Знания устаревают, поэтому требуют регулярного обновления. Способы повышения квалификации — самообразование путем изучения разных источников (интернет, спецлитература, видео), посещение тренингов, семинаров, общение с коллегами.

Составьте личный план достижения целей на неделю, месяц, год. Проанализируйте свои возможности в построении карьеры (экономические, физические, социальные). Активно повышайте квалификацию, покажите руководству свои амбиции.

Работа с персоналом на предприятии

Управлением карьерой сотрудников предприятия должна заниматься кадровая служба. Правильная стратегия позволяет повысить производительность труда, снизить текучесть кадров, раскрыть способности каждого члена трудового коллектива, повысить лояльность работников к работодателю.

Задача кадровиков — выявить лиц с высоким потенциалом к продвижению по карьерной лестнице, помочь им раскрыть свои способности и применить их в соответствии с разработанной программой управления карьерой, которая включает мероприятия:

  1. Оценка потребностей в управленческих кадрах, прогнозирование перемещений на ключевых должностях управленцев.
  2. Разработка способов выявления работников с высоким потенциалом роста и их продвижения (с учетом возраста, образования, деловых качеств, характера мотивации), помощь в формировании основных целей карьеры каждого из них.
  3. Составление схем замещения должностей, определение вариантов продвижения по службе на фирме и за ее пределами.
  4. Стимулирование к индивидуальному карьерному планированию, профессиональному развитию (учеба, стажировки), стремлению к должностному повышению.
  5. Создание условий для развития — организация обучения, кураторства, конкурсов на замещение вакантных должностей.
  6. Регулирование карьерных процессов, профилактика кризисных явлений.
  7. Контроль, оценка эффективности управления карьерой на основе системы показателей.

В 70-75% случаев карьеру определяет руководитель, поэтому о результатах работы с персоналом специалисты докладывают вышестоящему руководству для принятия решения о продвижении по службе.

Образование — важный фактор быстрой и успешной карьеры

Это подтверждают проводимые социологические исследования.

У менеджеров высшего и среднего звена производственных и коммерческих фирм популярно получение второго высшего образования в сфере экономики, права. Так, Карельский региональный институт экономики и права ПетрГУ при Правительстве РК готовит специалистов на базе среднего профессионального, неполного высшего и высшего образования. Для обучения менеджеров наряду с учебными лекциями применяют активные методы — кейс-стади, дискуссии по проблемам предприятия, учебно-практические конференции, тренинги, деловые игры.

Институт принимает активное участие в Президентской программе подготовки управленческих кадров для народного хозяйства России, в рамках которой выстраивает сеть партнерских отношений с компаниями Республики Карелия, организует стажировки участников программы на крупных предприятиях.