Управление бизнесом, людьми — сложные процессы, требующие знаний во многих областях, от трудового права до психологии. Управленец — руководитель отрасли, административно-территориальной единицы, чиновник, директор предприятия, менеджер, координатор. Это — лидер, который должен:
- вдохновлять и вести за собой команду;
- принимать ответственные решения;
- иметь аналитический склад ума;
- быть требовательным, стрессоустойчивым, коммуникабельным.
В нашей стране развитию лидерства стали уделять внимание лет 20 назад, когда отечественному бизнесу потребовался регулярный менеджмент и владение методами конкурентной борьбы. Но до сих пор на рынке труда наблюдается нехватка талантливых управленцев во всех сферах бизнеса, поэтому пользуются популярностью платные и бесплатные тренинги, курсы, коучинги по развитию управленческих компетенций менеджеров высшего, среднего, низшего звена. А 11 октября 2017 года, по поручению Президента, стартовал всероссийский конкурс «Лидеры России» (в ежегодном формате), цель которого — поиск перспективных руководителей нового поколения, поддержка молодых управленцев, формирование ресурса, управленческой элиты завтрашнего дня в науке, финансах и технологиях, здравоохранении, политике. Его результаты вызвали определенный отклик общественности и дали импульс для организации региональных аналогов.
Есть ли у вас задатки лидера?
Человек годами работает на кого-то, и однажды наступает момент, когда он хочет сам руководить людьми, быть начальником. Но по своему складу характера далеко не все могут управлять, командовать и организовывать. Мы поддерживаем мнение, что всему можно научиться, если есть стремление. Однако управленческие способности часто закладываются с рождения. Как понять, сможете ли вы справиться с ролью босса, обладаете ли лидерскими качествами, есть ли у вас эти способности? Предлагаем несколько способов проверки с точки зрения психологии.
Графология
Напишите на бумаге несколько предложений. По виду почерка можно определить характер человека в возрасте от 20 до 50 лет:
- Размашистый — широкая душа, но проявляет небрежность в работе.
- Сжатый — придирчивость, мелочность, скупость (или бережливость), множество комплексов.
- Неразборчивый — энергичность, нервозность, торопливость.
- С сильным нажимом — твердый характер. Человек уверен в своих поступках, может быть трудоголиком.
- Буквы. Крупные — открытый, коммуникабельный, эмоционально устойчивый (задатки лидера). Мелкие — сдержанный, целеустремленный, скрытный. Острые, угловатые — эгоист. Округлые, плавные — податливый, плывет по течению, не амбициозный. Раздельное написание — творческая личность с развитым образным мышлением и креативными способностями.
- Строка поднимается в конце — оптимист по жизни, опускается — пессимист с низкой самооценкой.
- Наклон. Влево — критикан, эгоист, упрямец. Вправо — целеустремленная личность.
В вас есть природные способности и задатки лидера, если:
- Ваш почерк достаточно крупный.
- При написании используете все пространство листа, не оставляя пустых участков.
- Пишете разборчиво, с сильным нажимом.
- Окончание строк устремляется вверх.
Психогеометрия
В основе метода — система анализа личности. Позволяет оценивать черты характера, модель поведения с помощью геометрических фигур. Тест разработан для УЧР (управления человеческим ресурсом), работы с персоналом. Разработчик — доктор психологии С. Деллингер (США).
За 10 секунд выберите фигуру, с которой ассоциируете себя — это ваш характер. Имейте ввиду, что тест работает не всю жизнь, а только «здесь и сейчас».
Квадрат:
- трудолюбие;
- организованность;
- аналитическое мышление;
- организаторские способности;
- пунктуальность.
Человек-квадрат стремится к первенству во всем, любит порядок в делах, предпочитает планировать жизнь. Уходит от конфликтов. Может быть хорошим управленцем.
Треугольник:
- уверенность в себе;
- энергичность;
- решительность;
- честолюбие;
- стремление к власти.
Треугольники — прирожденные лидеры, которые умеют ставить ясные цели, достигать их, не распыляясь по мелочам. Жаждут побеждать конкурентов, любят разумный риск. Недостатки — нетерпеливы и нетерпимы.
Прямоугольник говорит о внутренней неудовлетворенности, переходном состоянии, личностном кризисе. Вам еще предстоит выбрать определенный тип поведения. А пока настроение меняется, мысли путаются, ориентиры на будущее отсутствуют.
Зигзаг — непостоянный, импульсивный, несдержанный. За зигзагами стоят творцы, креативные личности.
Выбрали круг? Вы любите людей. Доверчивость, способность сопереживать — основные черты характера. Ответственность — не для вас. Лучше переложить ее на других. Но зато вы — душа компании, где любят веселье, шутки, легкомыслие, щедрость.
Планы на будущее
Планирование, проектирование работы, прогнозирование результатов — основные компоненты стратегии и управления бизнесом, УЧР. Вы знаете, чего достигнете через полгода-год? Вы, как минимум, хороший менеджер низшего звена и вам есть смысл посещать тренинги по развитию компетенций и навыков руководителя. Ваша жизнь расписана на 3-5 лет вперед? Можете получить место начальника отдела, а со временем занять более высокую должность. Пройдите обучение на управленческих курсах, походите на личностные тренинги, коучинги — займитесь самообразованием.
Такие тесты помогут распознать лидерские задатки и способности к управлению человеческими ресурсами, бизнесом.
Как стать эффективным руководителем?
Качества руководителя делят на две категории:
- личностные, связанные с характером человека;
- профессиональные — управленческие компетенции (планирование, контроль, делегирование, управление проектами и другие).
Управленческие навыки складываются из врожденных способностей и приобретенных/усовершенствованных навыков. «Правильный» набор личностных качеств позволяет быстрее развивать компетенции, усиливает профессиональные навыки.
Стратегии для развития лидерских качеств, способствующие росту в профессиональной деятельности:
- Дисциплина — соблюдайте сроки выполнения обязательств, не опаздывайте. Окружающие будут оценивать вашу способность управлять командой по вашему отношению к проекту.
- Ответственность. Выполняйте больше проектов, чем того требуют должностные обязанности. Вы сможете совершенствовать профессиональные навыки и получите характеристику инициативного сотрудника.
- Обходим конфликты. Не принимайте в штыки несогласие с вашими предложениями, идеями. Цените, уважайте участников команды, и они будут считаться с вашим мнением.
- Владеем ситуацией. Учитесь видеть общую картину, старайтесь предугадать проблемы до того, как они возникнут, находите благоприятные возможности, которые не замечают другие.
- Вдохновляем людей. Предлагайте помощь, оказывайте поддержку, проявляйте сочувствие в разных ситуациях.
- Учимся новому. Получайте знания, превращайте их в навыки. Найдите наставника (из числа вышестоящего руководства, успешных бизнесменов, политиков, коучей), который будет руководить вами и вашим обучением, вовремя укажет на ошибки, поможет решить проблему. Посещайте управленческие коучинги, семинары, тренинги, где обсуждают события вашей сферы, изучают достижения в управлении персоналом, проводят деловые игры. Занимайтесь самообразованием; подпишитесь на интернет ресурсы, покупайте книги, которые помогут разобраться в основах менеджмента, психологии и других науках, необходимых для управления. Найдите курсы с узконаправленной программой по развитию навыков управленца. Отрабатывайте полученные навыки на практических кейсах, на реальных проектах.
Хороший руководитель — гарант успеха, харизматичная личность. Под его управлением люди четко двигаются к намеченной цели, не боятся неудач, зная, что они — временное явление и двигатель эволюции.
Оцените свои сильные стороны, возможности и зоны развития. Развивайте основные компетенции успешного управленца — стратегическое мышление, организаторские способности, технологические и технические компетенции. Развивайте навыки:
- постановки целей (правильное формулирование, устранение помех в достижении);
- управления деятельностью подчиненных. Осваивайте модели человеческих личностей (психологическая типология), специфику работы с ними, делегирование полномочий (технология организации деятельности сотрудников);
- организации контроля (как применять, оценка результатов, поощрение, критика);
- управления изменениями (технологии проведения, специфика управления).
Научитесь повышать собственную эффективность. Выбирайте тренинги, коучинги, семинары, где вы сможете оценить свои сильные и слабые стороны, приобрести навыки, знания, которые помогут сделать карьеру руководителя.
Тест для оценки управленческих компетенций
Прочитайте фразу, выберите ответ, с которым согласны, сложите полученные баллы.
Утверждение |
Никогда |
Редко |
Иногда |
Часто |
Всегда |
Я решаю проблему сам, не спрашивая начальство, как поступить. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Если нужно передать часть работы, я отдаю ее тому, у кого больше свободного времени. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Если поведение членов команды мешает проекту, я говорю им об этом. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Для принятия решений я анализирую ситуацию, а не действую интуитивно. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
При выполнении проекта что-то может пойти не так, как запланировано, поэтому я не строю стратегию и не распределяю роли. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Я не спешу с наказанием провинившегося сотрудника, а даю ему шанс все исправить. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Чтобы понимать специфику проекта, эффективному менеджеру важно уметь делать работу, которую выполняют его сотрудники. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Мы коллективно, с членами команды, решаем, что нужно доработать или изменить в ходе проекта. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Первенство в переговорах помогает быстрее найти взаимовыгодное решение вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Я хорошо знаю работу моего отдела, проектирую оптимальную модель взаимодействия персонала. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Для формирования команды я определяю, какими навыками должны обладать ее члены для работы над проектом. Ищу сотрудников, отвечающих выбранным критериям. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Я стараюсь избегать недоразумений в коллективе. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Правильная мотивация людей формирует у них мнение обо мне, как о руководителе | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Когда коллектив совершил ошибку, я сообщаю о ней руководству, а потом анализирую происшедшее. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Конфликты в новой команде — неизбежный этап эволюции | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Я формирую команду из людей, схожих по характеру, возрасту, опыту работы. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Хочешь сделать хорошо, сделай сам. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Индивидуальный подход обеспечивает эффективную, комфортную и продуктивную работу. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Нельзя скрывать от коллектива, что происходит в компании. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Результаты по количеству баллов:
- 20-40. Вам нужно улучшить управленческие навыки. Слабая организация, недостаточный контроль влияет на снижение успешности проекта. Пройдите тренинг компетенции руководителя;
- 47-73. Вы на пути к эффективному менеджменту. Большинство компетенций; на должном уровне. Рекомендуем поработать над навыками, набравшими малое количество баллов при тестировании;
- 74-100. Поздравляем! Вы — эффективный руководитель, обладающий необходимыми личностными и профессиональными качествами, с развитыми навыками управления бизнесом, командой. Не останавливайтесь на достигнутом, продолжайте наращивать свой потенциал. Доработайте компетенции, получившие меньшее количество баллов.