Развитие управленческих навыков

Управление бизнесом, людьми — сложные процессы, требующие знаний во многих областях, от трудового права до психологии. Управленец — руководитель отрасли, административно-территориальной единицы, чиновник, директор предприятия, менеджер, координатор. Это — лидер, который должен:

  • вдохновлять и вести за собой команду;
  • принимать ответственные решения;
  • иметь аналитический склад ума;
  • быть требовательным, стрессоустойчивым, коммуникабельным.

Развитие управленческих навыков

В нашей стране развитию лидерства стали уделять внимание лет 20 назад, когда отечественному бизнесу потребовался регулярный менеджмент и владение методами конкурентной борьбы. Но до сих пор на рынке труда наблюдается нехватка талантливых управленцев во всех сферах бизнеса, поэтому пользуются популярностью платные и бесплатные тренинги, курсы, коучинги по развитию управленческих компетенций менеджеров высшего, среднего, низшего звена. А 11 октября 2017 года, по поручению Президента, стартовал всероссийский конкурс «Лидеры России» (в ежегодном формате), цель которого — поиск перспективных руководителей нового поколения, поддержка молодых управленцев, формирование ресурса, управленческой элиты завтрашнего дня в науке, финансах и технологиях, здравоохранении, политике. Его результаты вызвали определенный отклик общественности и дали импульс для организации региональных аналогов.

Есть ли у вас задатки лидера?

Задатки лидера

Человек годами работает на кого-то, и однажды наступает момент, когда он хочет сам руководить людьми, быть начальником. Но по своему складу характера далеко не все могут управлять, командовать и организовывать. Мы поддерживаем мнение, что всему можно научиться, если есть стремление. Однако управленческие способности часто закладываются с рождения. Как понять, сможете ли вы справиться с ролью босса, обладаете ли лидерскими качествами, есть ли у вас эти способности? Предлагаем несколько способов проверки с точки зрения психологии.

Графология

Графология лидера

Напишите на бумаге несколько предложений. По виду почерка можно определить характер человека в возрасте от 20 до 50 лет:

  1. Размашистый — широкая душа, но проявляет небрежность в работе.
  2. Сжатый — придирчивость, мелочность, скупость (или бережливость), множество комплексов.
  3. Неразборчивый — энергичность, нервозность, торопливость.
  4. С сильным нажимом — твердый характер. Человек уверен в своих поступках, может быть трудоголиком.
  5. Буквы. Крупные — открытый, коммуникабельный, эмоционально устойчивый (задатки лидера). Мелкие — сдержанный, целеустремленный, скрытный. Острые, угловатые — эгоист. Округлые, плавные — податливый, плывет по течению, не амбициозный. Раздельное написание — творческая личность с развитым образным мышлением и креативными способностями.
  6. Строка поднимается в конце — оптимист по жизни, опускается — пессимист с низкой самооценкой.
  7. Наклон. Влево — критикан, эгоист, упрямец. Вправо — целеустремленная личность.

В вас есть природные способности и задатки лидера, если:

  1. Ваш почерк достаточно крупный.
  2. При написании используете все пространство листа, не оставляя пустых участков.
  3. Пишете разборчиво, с сильным нажимом.
  4. Окончание строк устремляется вверх.

Психогеометрия

В основе метода — система анализа личности. Позволяет оценивать черты характера, модель поведения с помощью геометрических фигур. Тест разработан для УЧР (управления человеческим ресурсом), работы с персоналом. Разработчик — доктор психологии С. Деллингер (США).

За 10 секунд выберите фигуру, с которой ассоциируете себя — это ваш характер. Имейте ввиду, что тест работает не всю жизнь, а только «здесь и сейчас».

Психогеометрия

Квадрат:

  • трудолюбие;
  • организованность;
  • аналитическое мышление;
  • организаторские способности;
  • пунктуальность.

Человек-квадрат стремится к первенству во всем, любит порядок в делах, предпочитает планировать жизнь. Уходит от конфликтов. Может быть хорошим управленцем.

Треугольник:

  • уверенность в себе;
  • энергичность;
  • решительность;
  • честолюбие;
  • стремление к власти.

Треугольники — прирожденные лидеры, которые умеют ставить ясные цели, достигать их, не распыляясь по мелочам. Жаждут побеждать конкурентов, любят разумный риск. Недостатки — нетерпеливы и нетерпимы.

Прямоугольник говорит о внутренней неудовлетворенности, переходном состоянии, личностном кризисе. Вам еще предстоит выбрать определенный тип поведения. А пока настроение меняется, мысли путаются, ориентиры на будущее отсутствуют.

Зигзаг — непостоянный, импульсивный, несдержанный. За зигзагами стоят творцы, креативные личности.

Выбрали круг? Вы любите людей. Доверчивость, способность сопереживать — основные черты характера. Ответственность — не для вас. Лучше переложить ее на других. Но зато вы — душа компании, где любят веселье, шутки, легкомыслие, щедрость.

Планы на будущее

Планирование, проектирование работы, прогнозирование результатов — основные компоненты стратегии и управления бизнесом, УЧР. Вы знаете, чего достигнете через полгода-год? Вы, как минимум, хороший менеджер низшего звена и вам есть смысл посещать тренинги по развитию компетенций и навыков руководителя. Ваша жизнь расписана на 3-5 лет вперед? Можете получить место начальника отдела, а со временем занять более высокую должность. Пройдите обучение на управленческих курсах, походите на личностные тренинги, коучинги — займитесь самообразованием.

Такие тесты помогут распознать лидерские задатки и способности к управлению человеческими ресурсами, бизнесом.

Как стать эффективным руководителем?

эффективный руководитель

Качества руководителя делят на две категории:

  • личностные, связанные с характером человека;
  • профессиональные — управленческие компетенции (планирование, контроль, делегирование, управление проектами и другие).

Управленческие навыки складываются из врожденных способностей и приобретенных/усовершенствованных навыков. «Правильный» набор личностных качеств позволяет быстрее развивать компетенции, усиливает профессиональные навыки.

Стратегии для развития лидерских качеств, способствующие росту в профессиональной деятельности:

  1. Дисциплина — соблюдайте сроки выполнения обязательств, не опаздывайте. Окружающие будут оценивать вашу способность управлять командой по вашему отношению к проекту.
  2. Ответственность. Выполняйте больше проектов, чем того требуют должностные обязанности. Вы сможете совершенствовать профессиональные навыки и получите характеристику инициативного сотрудника.
  3. Обходим конфликты. Не принимайте в штыки несогласие с вашими предложениями, идеями. Цените, уважайте участников команды, и они будут считаться с вашим мнением.
  4. Владеем ситуацией. Учитесь видеть общую картину, старайтесь предугадать проблемы до того, как они возникнут, находите благоприятные возможности, которые не замечают другие.
  5. Вдохновляем людей. Предлагайте помощь, оказывайте поддержку, проявляйте сочувствие в разных ситуациях.
  6. Учимся новому. Получайте знания, превращайте их в навыки. Найдите наставника (из числа вышестоящего руководства, успешных бизнесменов, политиков, коучей), который будет руководить вами и вашим обучением, вовремя укажет на ошибки, поможет решить проблему. Посещайте управленческие коучинги, семинары, тренинги, где обсуждают события вашей сферы, изучают достижения в управлении персоналом, проводят деловые игры. Занимайтесь самообразованием; подпишитесь на интернет ресурсы, покупайте книги, которые помогут разобраться в основах менеджмента, психологии и других науках, необходимых для управления. Найдите курсы с узконаправленной программой по развитию навыков управленца. Отрабатывайте полученные навыки на практических кейсах, на реальных проектах.

Хороший руководитель — гарант успеха, харизматичная личность. Под его управлением люди четко двигаются к намеченной цели, не боятся неудач, зная, что они — временное явление и двигатель эволюции.

Хороший руководитель

Оцените свои сильные стороны, возможности и зоны развития. Развивайте основные компетенции успешного управленца — стратегическое мышление, организаторские способности, технологические и технические компетенции. Развивайте навыки:

  • постановки целей (правильное формулирование, устранение помех в достижении);
  • управления деятельностью подчиненных. Осваивайте модели человеческих личностей (психологическая типология), специфику работы с ними, делегирование полномочий (технология организации деятельности сотрудников);
  • организации контроля (как применять, оценка результатов, поощрение, критика);
  • управления изменениями (технологии проведения, специфика управления).

Научитесь повышать собственную эффективность. Выбирайте тренинги, коучинги, семинары, где вы сможете оценить свои сильные и слабые стороны, приобрести навыки, знания, которые помогут сделать карьеру руководителя.

Тест для оценки управленческих компетенций

Прочитайте фразу, выберите ответ, с которым согласны, сложите полученные баллы.

Утверждение

Никогда

Редко

Иногда

Часто

Всегда

Я решаю проблему сам, не спрашивая начальство, как поступить. 1 2 3 4 5
Если нужно передать часть работы, я отдаю ее тому, у кого больше свободного времени. 5 4 3 2 1
Если поведение членов команды мешает проекту, я говорю им об этом. 1 2 3 4 5
Для принятия решений я анализирую ситуацию, а не действую интуитивно. 1 2 3 4 5
При выполнении проекта что-то может пойти не так, как запланировано, поэтому я не строю стратегию и не распределяю роли. 5 4 3 2 1
Я не спешу с наказанием провинившегося сотрудника, а даю ему шанс все исправить. 5 4 3 2 1
Чтобы понимать специфику проекта, эффективному менеджеру важно уметь делать работу, которую выполняют его сотрудники. 5 4 3 2 1
Мы коллективно, с членами команды, решаем, что нужно доработать или изменить в ходе проекта. 1 2 3 4 5
Первенство в переговорах помогает быстрее найти взаимовыгодное решение вопроса 1 2 3 4 5
Я хорошо знаю работу моего отдела,  проектирую оптимальную модель взаимодействия персонала. 1 2 3 4 5
Для формирования команды я определяю, какими навыками должны обладать ее члены для работы над проектом. Ищу сотрудников, отвечающих выбранным критериям. 1 2 3 4 5
Я стараюсь избегать недоразумений в коллективе. 5 4 3 2 1
Правильная мотивация людей формирует у них мнение обо мне, как о руководителе 1 2 3 4 5
Когда коллектив совершил ошибку, я сообщаю о ней руководству, а потом анализирую происшедшее. 1 2 3 4 5
Конфликты в новой команде — неизбежный этап эволюции 1 2 3 4 5
Я формирую команду из людей, схожих по характеру, возрасту, опыту работы. 5 4 3 2 1
Хочешь сделать хорошо, сделай сам. 5 4 3 2 1
Индивидуальный подход обеспечивает эффективную, комфортную и продуктивную работу. 1 2 3 4 5
Нельзя скрывать от коллектива, что происходит в компании. 1 2 3 4 5

 

Результаты по количеству баллов:

  • 20-40. Вам нужно улучшить управленческие навыки. Слабая организация, недостаточный контроль влияет на снижение успешности проекта. Пройдите тренинг компетенции руководителя;
  • 47-73. Вы на пути к эффективному менеджменту. Большинство компетенций; на должном уровне. Рекомендуем поработать над навыками, набравшими малое количество баллов при тестировании;
  • 74-100. Поздравляем! Вы — эффективный руководитель, обладающий необходимыми личностными и профессиональными качествами, с развитыми навыками управления бизнесом, командой. Не останавливайтесь на достигнутом, продолжайте наращивать свой потенциал. Доработайте компетенции, получившие меньшее количество баллов.