Квалифицированный персонал — основа успеха любой компании. Подбор кадров — система действий по привлечению кандидатов на вакантное место, складывающаяся из поиска, дальнейшей оценки профессиональных качеств и найма специалистов на работу. Тренинги по подбору персонала полезны владельцам бизнеса, руководителям предприятий и структурных подразделений, HR менеджерам и рекрутерам.
Грамотная работа с кадрами — стратегическая задача руководителя, который планирует приумножить доход компании, повысить эффективность труда, поднять командный дух в коллективе.
Когда нужен тренинг
Специалисту по кадровому менеджменту не достаточно заниматься самообразованием, читая профессиональную литературу. Нужно уметь интегрировать теорию в практику, эффективно работать с человеческим ресурсом. Такие навыки можно получить только на тренингах.
На необходимость тренинговых мероприятий влияют внешние обстоятельства или управленческие решения высшего менеджмента.
Какие навыки получит участник тренинга, зависит от тематики и формата занятий.
Условно можно выделить программы обучения:
- базовые — ориентированы на молодых руководителей и начальников кадровых служб. Цель — изучение инструментов подбора персонала, отработка приемов рекрутинга;
- специальные. Цель — развитие определенной компетенции (например, умение убеждать, правильно общаться и слушать).
Рекрутмент — технология, которую руководителю необходимо осваивать для создания сильной команды и повышения собственного имиджа.
Как проходят тренинги по обучению HR-ов
Программа занятий для HR-менеджера зависит от его позиции в компании — тренинги для директоров предприятий и начальников отделов или для руководителей и менеджеров по персоналу процентов на 20-30 отличаются по содержанию. Например, «Эффективное интервью — собеседование» — программа для руководителей, самостоятельно нанимающих персонал. Основана на методе «интервью по компетенциям»;. Задачи — изучить основы и принципы оценки сотрудников, научиться формировать эффективную команду, находить ценных специалистов, выявлять бесполезных работников.
Как правило, в тренинговые группы набирают от 1 до 25 человек. Курс обучения — до 2-3 дней. В программы включают общетеоретические знания по вопросам планирования, делегирования полномочий, мотивации и формирования команды, а также упражнения по отработке навыков.
Приемы тренинга:
- моделирование ситуаций;
- деловые игры и их анализ;
- обратная связь (обсуждения, вопросы тренеру, коллегам);
- обсуждение случаев из жизни предприятия;
- отслеживание стратегий поведения участников и другие.
Интерактивные методики обучения способствуют лучшему усвоению информации. У участников активизируется творческая активность, они получают возможность отработать полученные навыки на практике.
Примеры упражнений на тренингах
Барьеры коммуникаций.
Цель — знакомство, установление взаимопонимания.
Тренер обучает участников правильно задавать вопросы, чувствовать эмоциональное состояние собеседника, определять четкие цели интервью.
Участники проводят интервью с любым членом группы (лучше с малознакомым). Во время интервью следят за коммуникативным процессом, как интерпретируются сообщения, есть ли контакт, влияние контекста (окружение, ситуация). По окончании интервьюер представляет своего собеседника другим членам группы. Если было искажение фактов, тот, кого представляют, может исправить или дополнить сказанное.
На упражнение отводят 5-10 минут, после чего обсуждают всей группой, кому было легко, кому — сложно и по каким причинам.
«Таможня» — тренинг эмоциональной чувствительности, как основы общения, контакта.
Участники по одному несколько раз заходят в комнату. Один раз пытаются «провезти контрабанду» (спрятать что-то в одежде). Группа должна угадать, в какой из заходов человек шел с запрещенным грузом.
Выделяют по 3-5 минут на участника. Вопросы для обсуждения:
- Кто лучший «таможенник»?«Контрабандист»?
- Как быстро вы догадались, что Х нес контрабанду? Почему?
Кто больше всех отгадал, тот лучший эксперт по психоэмоциональному состоянию человека. Кого «не поймали» с контрабандой — лучше всех владеет собой и умело скрывает эмоции.
Как выбрать тренера
Если в компании есть компетентные HR-специалисты, тренинг можно провести своими силами. При этом необходимо отдать предпочтение интенсивным формам обучения, сместив акцент с теории на практику. До начала мероприятий нужно собрать статистику ошибок, которые допускают при подборе кадров, создать тренировочный сценарий на возможные ситуации.
После рассказа HR-а руководитель обсуждает с другими участниками пути реализации полученных знаний, прорабатывает пошаговый план внедрения изменений, назначает ответственных за внедрение и контролирует процесс.
Для закрепления результатов тренинга участников обеспечивают материалами, которые послужат подсказками в работе специалистов (например, брошюры с вопросами для собеседования, памятки для каждой должности).
Если нет возможности проведения внутренних тренингов, руководитель может выбрать сторонние лицензированные аутсорсинговые компании, аккредитованные образовательные учреждения. Форма обучения — платная. Тренеры — дипломированные специалисты с обширной практикой, научными исследованиями. Перед обучением обычно определяют основные моменты, актуальные для управленца, на основании чего тренер подбирает соответствующие упражнения для приобретения нужных навыков и умений.