Внешнее управление (ВУ) — комплекс мероприятий, направленных на предотвращение кризиса в стране, регионе, муниципалитете и отдельно взятом хозяйствующем субъекте. Эффективность антикризисного управления зависит от системы действий:
- выявление и оценка проблемных мест, кризисных рисков;
- минимизация ущерба от кризиса;
- стабилизация состояния объекта управления;
- дальнейшее устойчивое развитие.
Где применяют
В международных отношениях
На протяжении истории человечества одни государства попадают под внешнее управление других, что выражается в системном влиянии доминирующей стороны на властные структуры вассала. Управляемому государству навязывают управленческие решения, диктуют направление развития, которые зачастую не отвечают его реальным интересам, но позволяют удерживать колонию в подчинении. Примеры внешнего управления — Болгария-ЕС, Украина-ЕС, США.
Какие задачи, предположительно, решает ВУ:
- Восстановление государственности страны-вассала.
- Защита и реализация прав граждан управляемой стороны.
- Ликвидация угроз международному сообществу с контролируемой территории.
В международном праве внешнее управление не регламентировано законодательством. Но по факту существует масса ситуаций, прямо попадающих под теорию ВУ. Эта концепция противоречит принципу суверенитета, закрепленному в Вестфальской системе международных отношений.
При банкротстве субъектов хозяйствования
Введение внешнего управления регулирует ст.93 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ. Назначают для восстановления платежеспособности и стабилизация финансового состояния потенциального банкрота.
В бизнесе
Решение о введении ВУ принимают менеджеры или собственники компании с целью:
- сохранения контроля над бизнесом;
- выхода из кризисной ситуации;
- оптимизации производства (разработка систем учета, планирования, бюджетирования);
- стабилизации финансово-хозяйственной деятельности.
Для проведения антикризисных мероприятий менеджеры или собственники предприятий привлекают независимых внешних управляющих или команду специалистов.
В государственном управлении
Непрерывный процесс для преодоления кризиса экономики, социальных потрясений, политических конфликтов. Включает такие мероприятия, как:
- Максимальная мобилизация имеющихся в стране ресурсов(производственных, интеллектуальных, сырьевых и других).
- Ранняя диагностика угроз и проблем в перспективных направлениях — в политическом, экономическом, социально-культурном.
- Принятие адекватных мер реагирования на кризисные угрозы с применением с синтеза нового и традиционного, реализация инновационных программ управления, оперативное исправление ошибок.
- Оптимизация стиля управления.
- Повышение ответственности за результаты управления.
Для грамотного управления нужна сильная политическая воля, сильный менеджмент, откровенный диалог с обществом.
Как стать специалистом по внешнему управлению
Управление делами потенциального банкрота осуществляет внешний управляющий, которого утверждает на должность (и освобождает от исполнения обязанностей) арбитражный суд. Арбитражным управляющим может стать гражданин РФ, с высшим образованием, желательно, экономическим (по антикризисному направлению), или юридическим, с опытом работы, проработавший в руководящей должности не менее 12 месяцев — после обучения на курсах арбитражных управляющих, прохождения стажировки, при условии вступления в СРО и страхования ответственности.
Для промышленных предприятий и антикризисного управления созданы компании в форме обществ, подконтрольных владельцам бизнеса (ДЗО), государственные или частные фирмы. Антикризисные управленцы контролируют деятельность предприятия, создают новые формы бизнеса.
В разработке антикризисных мероприятий внешнем управлении наиболее эффективны частные компании, которые не аффилированы с государством, собственниками бизнеса, потребителями. Их мероприятия направлены на рост капитализации, что отвечает интересам владельцев бизнеса, кредиторов и государства. Стиль работы частных внешних управленцев — оперативность принимаемых мер, результативность проводимых мероприятий, что достигается за счет отсутствия личных имущественных интересов, зависимости от региональных властей.
«Карманные» ДЗО легко контролируются владельцами предприятий, что не всегда бывает плюсом в антикризисных мероприятиях. Государственные компании обычно привлекают для решения локальных задач, например, для оптимизации бухучета.
Управляющая компания работает на основании договора, срок которого зависит от сложности ситуации и поставленных задач. В условиях прописывают цели внешнего управления, размер вознаграждения управляющего.
В государственном управлении управляющими органами являются Президент и Правительство, федеральные, региональные и муниципальные органы исполнительной власти. Каждый из них решает спектр своих задач в рамках компетенции — от принятия законодательства до уборки дворовой территории в отдельном населенном пункте.
Кадры для аппаратов управления разных уровней обучают по профилю «государственное и муниципальное управление». Выпускники этой специальности работают в разных государственных структурах:
-
- в администрациях разных уровней;
- в органах исполнительной власти;
- законодательных;
- внешнеэкономических;
- надзорных;
- соцзащите и ПФ.
Специалиста с таким образованием также охотно берут на работу частные компании.
Специальность государственного и муниципального управленца можно получить почти в каждом экономическом ВУЗе в любом крупном городе России. Варианты обучения — программа бакалавриата, дополнительное образование, курсы переподготовки.
Образовательные программы составлены так, чтобы студенты получили фундаментальные знания в области менеджмента, экономики, госуправления. Дополнительные возможности учащихся — участие в общероссийских семинарах, проектах по социально-экономическому развитию территорий, в олимпиадах по государственному и муниципальному управлению, что особенно важно для построения карьеры управленца.