Мероприятия внешнего управления

Внешнее управление (ВУ) — комплекс мероприятий, направленных на предотвращение кризиса в стране, регионе, муниципалитете и отдельно взятом хозяйствующем субъекте. Эффективность антикризисного управления зависит от системы действий:

  • выявление и оценка проблемных мест, кризисных рисков;
  • минимизация ущерба от кризиса;
  • стабилизация состояния объекта управления;
  • дальнейшее устойчивое развитие.

Где применяют

В международных отношениях

На протяжении истории человечества одни государства попадают под внешнее управление других, что выражается в системном влиянии доминирующей стороны на властные структуры вассала. Управляемому государству навязывают управленческие решения, диктуют направление развития, которые зачастую не отвечают его реальным интересам, но позволяют удерживать колонию в подчинении. Примеры внешнего управления — Болгария-ЕС, Украина-ЕС, США.

Какие задачи, предположительно, решает ВУ:

  1. Восстановление государственности страны-вассала.
  2. Защита и реализация прав граждан управляемой стороны.
  3. Ликвидация угроз международному сообществу с контролируемой территории.

В международном праве внешнее управление не регламентировано законодательством. Но по факту существует масса ситуаций, прямо попадающих под теорию ВУ. Эта концепция противоречит принципу суверенитета, закрепленному в Вестфальской системе международных отношений.

При банкротстве субъектов хозяйствования

Введение внешнего управления регулирует ст.93 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ. Назначают для восстановления платежеспособности и стабилизация финансового состояния потенциального банкрота.

В бизнесе

Решение о введении ВУ принимают менеджеры или собственники компании с целью:

  • сохранения контроля над бизнесом;
  • выхода из кризисной ситуации;
  • оптимизации производства (разработка систем учета, планирования, бюджетирования);
  • стабилизации финансово-хозяйственной деятельности.

Для проведения антикризисных мероприятий менеджеры или собственники предприятий привлекают независимых внешних управляющих или команду специалистов.

В государственном управлении

Непрерывный процесс для преодоления кризиса экономики, социальных потрясений, политических конфликтов. Включает такие мероприятия, как:

  1. Максимальная мобилизация имеющихся в стране ресурсов(производственных, интеллектуальных, сырьевых и других).
  2. Ранняя диагностика угроз и проблем в перспективных направлениях — в политическом, экономическом, социально-культурном.
  3. Принятие адекватных мер реагирования на кризисные угрозы с применением с синтеза нового и традиционного, реализация инновационных программ управления, оперативное исправление ошибок.
  4. Оптимизация стиля управления.
  5. Повышение ответственности за результаты управления.

Для грамотного управления нужна сильная политическая воля, сильный менеджмент, откровенный диалог с обществом.

Как стать специалистом по внешнему управлению

Управление делами потенциального банкрота осуществляет внешний управляющий, которого утверждает на должность (и освобождает от исполнения обязанностей) арбитражный суд. Арбитражным управляющим может стать гражданин РФ, с высшим образованием, желательно, экономическим (по антикризисному направлению), или юридическим, с опытом работы, проработавший в руководящей должности не менее 12 месяцев — после обучения на курсах арбитражных управляющих, прохождения стажировки, при условии вступления в СРО и страхования ответственности.

Для промышленных предприятий и антикризисного управления созданы компании в форме обществ, подконтрольных владельцам бизнеса (ДЗО), государственные или частные фирмы. Антикризисные управленцы контролируют деятельность предприятия, создают новые формы бизнеса.

В разработке антикризисных мероприятий внешнем управлении наиболее эффективны частные компании, которые не аффилированы с государством, собственниками бизнеса, потребителями. Их мероприятия направлены на рост капитализации, что отвечает интересам владельцев бизнеса, кредиторов и государства. Стиль работы частных внешних управленцев — оперативность принимаемых мер, результативность проводимых мероприятий, что достигается за счет отсутствия личных имущественных интересов, зависимости от региональных властей.

«Карманные» ДЗО легко контролируются владельцами предприятий, что не всегда бывает плюсом в антикризисных мероприятиях. Государственные компании обычно привлекают для решения локальных задач, например, для оптимизации бухучета.

Управляющая компания работает на основании договора, срок которого зависит от сложности ситуации и поставленных задач. В условиях прописывают цели внешнего управления, размер вознаграждения управляющего.

В государственном управлении управляющими органами являются Президент и Правительство, федеральные, региональные и муниципальные органы исполнительной власти. Каждый из них решает спектр своих задач в рамках компетенции — от принятия законодательства до уборки дворовой территории в отдельном населенном пункте.

Кадры для аппаратов управления разных уровней обучают по профилю «государственное и муниципальное управление». Выпускники этой специальности работают в разных государственных структурах:

    • в администрациях разных уровней;
    • в органах исполнительной власти;
    • законодательных;
    • внешнеэкономических;
    • надзорных;
    • соцзащите и ПФ.

Специалиста с таким образованием также охотно берут на работу частные компании.

Специальность государственного и муниципального управленца можно получить почти в каждом экономическом ВУЗе в любом крупном городе России. Варианты обучения — программа бакалавриата, дополнительное образование, курсы переподготовки.

Образовательные программы составлены так, чтобы студенты получили фундаментальные знания в области менеджмента, экономики, госуправления. Дополнительные возможности учащихся — участие в общероссийских семинарах, проектах по социально-экономическому развитию территорий, в олимпиадах по государственному и муниципальному управлению, что особенно важно для построения карьеры управленца.