Как защититься от выгорания — проблема руководителей?

Понятие выгорания ввел американский психиатр Г. Фрейденбергер. Этот термин врач применил к работникам, испытывающим хронический стресс от активного общения с другими людьми и/или повышенной ответственности.

Управленческая деятельность связана с высокой активностью, насыщенностью проблем, эмоциональной напряженностью, стрессовыми ситуациями. Накопление у руководителя отрицательных эмоций при отсутствии разрядки или освобождения от них может привести:

  • к изменению модели управленческого поведения;
  • снижению коммуникативных навыков;
  • ошибкам в постановке задач и планировании;
  • неправильному формированию системы мотивации, контроля.

Управленец перестает выполнять свои обязанности. Его руководство становится неэффективным. Но главная опасность состоит в том, что истощение личностных и эмоционально-энергетических ресурсов — не кратковременный эпизод, а длительный процесс «сгорания дотла», который может вылиться в серьезное психическое заболевание, привести к обострению хронических болезней.

Причины эмоционального и профессионального истощения

Существует ряд факторов, повышающих вероятность выгорания. Например, каждому индивиду нужна своя доза коммуникации, а ее систематическое превышение истощает организм. Или при несоответствии выполняемой работы моральным установкам человек будет или плохим руководителем, или в постоянном конфликте с собой.

Основные причины выгорания топ-менеджеров:

  • недостаточный уровень навыков и компетенций;
  • чрезмерная активность, без перерывов для отдыха;
  • отсутствие или недостаток поддержки со стороны коллектива, высшего руководства;
  • невозможность влиять на принятие решений;
  • однообразная, бесперспективная деятельность;
  • необходимость проявлять эмоции, не соответствующие реалиям;
  • отсутствие интересов вне работы.

Симптомы

Признаки эмоционального истощения и профессионального выгорания:

  • хроническая усталость;
  • снижение восприимчивости или реакции на изменения внешней среды, опасные ситуации;
  • общая астенизация;
  • частные нервные срывы, повышенная раздражительность или депрессия;
  • постоянное переживание негативных эмоций;
  • сложности с выполнением управленческих функций;
  • изменение рабочего режима (поздно приходит в офис, рано уходит или наоборот);
  • отказ от принятия решений;
  • снижение энтузиазма по отношению к своим обязанностям;
  • невыполнение приоритетных задач;
  • дистанцированность от клиентов, коллектива;
  • появление вредных привычек.

На развитие синдрома выгорания влияют также факторы, связанные с личностью руководителя. Например, женщины-начальники мягче мужчин, склонны сочувствовать людям, поэтому они чаще истощаются эмоционально. Однако черствые, авторитарные начальники тоже в группе риска. Рискуют перегореть менеджеры с высоким уровнем эмоциональной лабильности, склонные к чрезмерному самоконтролю, подавляющие отрицательные эмоции.

Исследования показывают, что у личности, которая постоянно «горит» на работе, ухудшается память, концентрация внимания, ускоряется истончение коры головного мозга, появляются проблемы с сосудами.

В современной психологии есть несколько моделей развития синдрома выгорания. В обобщенном варианте процесс представляет собой три стадии — эмоциональная усталость, психологическая отстраненность от работы, снижение эффективности управления.

Важно не пропустить «первые звоночки», а лучше — принять превентивные меры, которые защитят от выгорания.

Профилактика

Руководитель должен уметь владеть собой, не поддаваться эмоциям, быть оптимистичным, беспристрастным с подчиненными. Поэтому ему необходимо развивать навыки саморегуляции — уметь управлять собственным состоянием, контролировать его, чтобы снять напряженность, предотвратить профессиональное и эмоциональное выгорание.

Для общей регуляции человеку необходим длительный сон, правильное питание, умеренные физические нагрузки.

Для управления психическим состоянием применяют:

  • мышечную релаксацию — комплекс упражнений на поочередное напряжение-расслабление разных мышц. Снимает физический дискомфорт, уменьшает эмоциональную напряженность;
  • идеомоторную тренировку — те же упражнения, только выполняют мысленно. Применяют для снижения тонуса мышц и самопрограммирования в состоянии релаксации;
  • аутогенную тренировку — самовнушение. Например, самоприказ — короткое отрывистое распоряжение самому себе помогает сдерживать эмоции, соблюдать правила этики. При самопрограммировании вспоминают о своих успехах — это вселяет уверенность в своих силах, помогает высвободить скрытые резервы. Такие действия способствуют успокоению, восстановлению и активизации человека, предотвращают накопление перенапряжения, нормализуют эмоциональный фон, мобилизуют ресурсы организма.

Успех управленца напрямую зависит от того, как он распоряжается собственным временем. Чтобы защитить психику от выгорания менеджеру необходимо перестроить свой рабочий график. Например, использование тайм аутов поможет снять сиюминутное напряжение, обеспечит физический отдых. При составлении схемы рабочего дня следует учитывать, что для выполнения сложных задач оптимален отрезок времени с 10 до 12 часов. Затем активность спадает. Во второй половине дня пик работоспособности приходится на 14-17 часов. После 17.00 лучше не начинать кропотливую работу, требующую сосредоточенности, так как накапливается усталость, падает внимание. Ежедневные, долгосрочные и краткосрочные планы необходимо контролировать.

Целеполагание — осмысление управленческой деятельности с точки зрения постановки и реализации конкретных, достижимых, ориентированных на результат целей. Умение ставить четкие задачи — одна из основных компетенций топ-менеджера.

Делегирование полномочий — отказ от рутинной работы в пользу более рационального использования управленческих навыков и знаний. Распределяйте задачи, разграничивая функции и обязанности сотрудников. Дело, порученное одновременно двум работникам, с большой вероятностью, не будет выполнена.

Саморазвитие. Эффективный руководитель должен обладать профессиональными знаниями и коммуникативными навыками, например, уметь презентовать себя, слушать собеседника, контактировать с людьми разных социальных групп, выступать на публике. Пути развития — чтение специальной литературы, общение с успешными бизнесменами, посещение тренингов по эффективности управления, конкурсов управленцев, где можно развить управленческие навыки, коммуникативные способности.

Что делать при появлении симптомов профессионального выгорания

  • Определите причину проблемы.
  • Подумайте, что из происходящего больше всего утомляет, что мешает отдохнуть, и как вы можете нейтрализовать источник стресса.
  • Помните, что профилактика — лучше лечения.
  • Расставьте приоритеты в делах.
  • Научитесь работать эффективно.
  • Стремитесь к профессиональному росту.
  • Не забывайте отдыхать.

При правильной организации труда, в большинстве случаев, снижается вероятность рабочего стресса. Иногда может потребоваться помощь специалиста, например, чтобы определить степень выгорания, или подобрать способы борьбы с ним. Можно пользоваться тестом профессора В.В. Бойко, разработанным для этих целей. Тестирование позволяет диагностировать ведущие симптомы истощения и определить, к какой фазе развития они относятся (напряжение, резистенция, истощение), дать качественную характеристику личности. Для измерения основных показателей профессионального перегорания, эмоционального истощения и редукции профессиональных достижений определения подойдет опросник К. Маслач.