Понятие «лидер» используют в бизнесе, политике, спорте, музыке для обозначения авторитетного, влиятельного субъекта в группе, ведущего за собой остальных. Такая личность имеет определенные способности, которые помогают управлять другими. Психологию лидерства хотели бы познать многие, чтобы стать ключевыми фигурами в обществе. Становясь лидером, человек получает больше возможностей и перспектив, ему открывается доступ к ресурсам и бонусам, недоступным обычным людям.
Лидерские качества — врожденные или приобретенные? На эту тему ученые спорят со времен древних греков и римлян. Первой, наиболее известной теорией лидерства была теория, что человек рождается лидером. По прошествии времени исследователи убедились, что качества лидера можно сформировать и развить.
Какими качествами должен обладать лидер
Лидерские качества — совокупность навыков, знаний, умений, позволяющих личности собирать команду единомышленников и воздействовать на них. Лидер должен обладать основными качествами:
- Целеустремленность. Ведет за собой людей, четко видя цель и зная способ ее достижения.
- Умение мотивировать. Добивается выполнения указаний, объясняя целесообразность принятых решений. Находит подход к любому человеку.
- Уверенность в себе. Берет на себя управление группой людей и отвечает за результат.
- Ответственность. Отвечает не только за себя — за свои мысли, поступки и решения, но и за других — «мы в ответе за тех, кого приручили».
- Решимость. Способен принимать решения, которые влияют на личную репутацию, успех всей компании и жизнь других людей.
- Компетентность в деле. Знает работу «изнутри», все технические нюансы, производственные и технологические процессы.
- Аналитические способности. Умеет анализировать динамику процессов, чтобы своевременно вносить изменения для достижения успеха в деле.
- Самодисциплина. Делает, что должен, в любых обстоятельствах. Умеет сосредоточиться в экстремальных условиях, чтобы принять правильное решение. Не зацикливается на неудачах, а двигается дальше. Преодолевает себя и свои страхи.
- Коммуникабельность. Умеет общаться с людьми — говорить, слышать убеждать. Легко адаптируется к новым условиям.
- Желание постоянно развиваться в выбранной сфере деятельности.
Типы лидерства
Когда собирается более 2 человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые участники начинают играть более активную роль, чем другие, к ним прислушиваются — они занимают доминирующее положение. Остальные участники становятся ведомыми.
Лидерство может быть положительным — поддерживать дисциплину и производительность труда в коллективе. Отрицательное лидерство, наоборот, тормозит развитие, негативно влияет на производственные процессы и членов коллектива.
Лидера могут назначить официально. Также он может и не занимать никакого официального положения, но, в силу своих организаторских способностей, фактически руководить коллективом. Психологи выделяют формальное (влияние на людей с позиций занимаемой должности) и неформальное (влияние при помощи своих способностей, умения и других ресурсов) лидерство.
Лидер — зеркало группы, поэтому в другой группе с иными ценностями, ожиданиями, требованиями он может и не стать главным. Лидерские качества могут быть присущи человеку, который не занимает руководящую должность, но при этом имеет авторитет в коллективе.
Существуют разнообразные классификации лидерства, но социологи чаще пользуются типологией, предложенной известным немецким социологом М. Вебером. Ученый выделяет типы лидерства:
- Традиционное — основано на традициях, ритуалах, силе привычки. Право на первенство лидер приобретает в силу своего происхождения. В современных условиях традиционный тип лидерства существует в странах с монархической формой правления. В политике, искусстве, бизнесе встречается в трансформированном виде.
- Рационально-легальное — носителя власти избирают демократическим путем и передают ему властные полномочия. Действия лидера рациональные, отвечают закону и порядку, действующему в группе.
- Харизматическое — связано с личностью человека, его способностями, посредством которых он оказывает сильное влияние на окружающих. Востребован в обществе, где происходят кризисные процессы, отсутствует система общественного контроля. Такие люди испытывают сильную тягу к власти. Негативная сторона — опасность узурпации власти или фокус на себя.
Российский философ и психолог, основоположник научной социальной психологии — профессор Б. Парыгин классифицировал лидеров:
- По содержанию деятельности. Вдохновитель — предлагает программу поведения (генерирует идею, организует исполнение). Исполнитель — организует выполнение заданной программы.
- По стилю руководства. Авторитарный — единоличное управление. Демократический — вовлекает в управление членов группы, делегирует компетенции. Анархический — коллектив предоставлен сам себе.
- По характеру деятельности. Ситуативный — кризис-менеджер. Проявляется в критический момент, берет на себя управление и решает проблему. Универсальный — постоянно проявляет качества лидера.
Чтобы построить успешную карьеру, эффективно руководить компанией, недостаточно быть начальником, назначенным вышестоящим начальством. Современная реальность такова, что эффективное руководство и процветание фирмы возможно только, когда представители менеджмента обладают качествами лидеров.
Что делать для формирования лидерских качеств
Самосовершенствование — долгий и упорный процесс, требующий постоянной работы над собой. Чтобы развивать лидерские качества, необходимо для начала реально оценить свои способности, что у вас получается лучше — генерировать идеи, организовывать людей или проводить деловые встречи? Добивайтесь в этом совершенства, следуя правилам:
- Ежедневное планирование дел — распределить задачи, время из реализации. Составляйте план с вечера и старайтесь придерживаться его.
- Контроль эмоций. Не рубите сплеча в важных делах, сохраняйте спокойствие и принимайте обдуманные решения.
- Ответственность. Следите за выполнением поставленных перед командой задач. Принимайте своевременные меры для устранения проблем.
- Имидж. Внешний вид, речь, позы и жесты играют важную роль в отношениях лидера с группой. Неопрятный, безграмотный, экзальтированный человек не внушает доверия. Обратитесь к имиджмейкерам, пройдите курсы ораторского мастерства. Чаще выступайте публично.
Не бойтесь менять свою жизнь, выходить из зоны комфорта. Займитесь тем, чем никогда не занимались (научитесь танцевать, пойдите в поход). Это научит быть самостоятельным в выборе, быстро воплощать свои идеи.
Интересуйтесь инновациями в вашей работе и смежных областях, расширяйте свои компетенции.
Ставьте перед собой задачу быть лидером во всех сферах жизни, а не только на работе.
Программа саморазвития
Составьте план из нескольких разделов — от краткосрочных целей до долгосрочных задач по самосовершенствованию. В каждый раздел включите теоретические и практические мероприятия, которые мобилизуют все ваши способности.
Литература
Читайте блоги успешных управленцев, статьи и научные труды по психологии лидерства — это поможет понять специфику лидерства, изучить современные модели управления людьми, проанализировать проблемы в быту и профессиональной деятельности.
Книги для развития:
- «Лидер без титула». Автор Р. Шарма — топовый эксперт, советник по вопросам лидерства в компаниях Microsoft , Nike , Coca Cola, IBM и других. В результате 15-летней работы он собрал ценные мысли, кейсы, идеи, принципы раскрытия лидерских качеств. Человек сам выбирает, кем он будет в жизни — хозяином или жертвой. Автор мотивирует читателя найти и реализовать свой потенциал, чтобы изменить жизнь к лучшему. Художественное повествование легко читается, доступно для восприятия.
- «21 неопровержимый закон лидерства». Бестселлер написал Джон Максвелл — американский специалист по мотивации, бывший протестантский пастор, автор 60 известных книг, посвященных аспектам лидерства. Читатель получает действенные рекомендации по развитию лидерских навыков. Книга полезна тем, кому интересна специфика формирования эффективно работающей команды и выработка качеств настоящего лидера.
- «Почему люди должны следовать за вами?». Р. Гоффи и Г.Джонс — основатели и руководители консалтинговой компании Creative Management Associates, услугами которой пользовались известные мировые компании в области корпоративной культуры, организационного дизайна и развития лидерства. Материал для книги авторы собирали в течение 5 лет. Свежеиспеченный руководитель найдет для себя ответы на вопросы «Как себя вести в команде?», «Как завоевать авторитет?». На основе анализа десятков успешных лидеров (поведение, жизненный путь) авторы предлагают инструментарий, как раскрыть себя, развить качества, полезные руководителю.
- «7 навыков высокоэффективных людей». Автор — Стивен Кови, американский консультант по вопросам организационного управления, руководства. Он предлагает читателю мощные инструменты развития личности. Книга переведена на 38 языков, продано более 20 млн. экземпляров. Проанализировав жизнь известных людей, Кови пришел к выводу, что для самореализации и долгосрочного успеха нужно в любых обстоятельствах придерживаться основополагающих принципов и хранить верность вечным истинам. Человек может преодолеть любые преграды.
- «Харизма лидера» — труд нашего соотечественника Радислава Гандапаса, бизнес-тренера по развитию личности и лидерству. В числе его клиентов — лидеры политических партий, главы компаний. Издал 8 книг и снял 13 фильмов. Что такое харизма? Откуда она появляется? Можно ли развить в себе эту силу или она достается немногим в момент рождения? Автор ответит на все эти вопросы и расскажет, как обычному человеку завоевать звание лидера.
Мотивирующие фильмы
Просмотр кинокартин про успех придаст сил действовать и добиваться успеха:
- «Человек, который изменил все» (2011г.) — драма Б. Миллера. Смысл фильма хорошо передают слова главного героя: «Я ненавижу проигрывать даже сильнее, чем хочу выиграть». Используя аналитический ум, математический расчет и другие способности, спортивному менеджеру удалось подобрать сильных игроков и добиться победы. Картина — хорошее методическое пособие для начинающих управленцев.
- «Гарвардский бомж» (2003 г.). Режиссер П.Ливайн. Фильм основан на реальных событиях. Главная героиня прошла немало испытаний, но смогла добиться лучшей жизни, поднявшись по социальной лестнице. Если вы сомневаетесь в своих способностях, после просмотра картины поменяете мнение и начнете действовать.
- «Король говорит!» (Т. Хупер, 2010 г.). Хорошая мотивация для обучения ораторскому искусству. Фильм снят в жанре исторической драмы. Сын британского короля Георга V не может выступать перед аудиторией, потому что сильно заикается. В результате долгих занятий с логопедом молодой человек научился говорить без запинок. После смерти отца он стал королем. В момент, когда было нужно сплотить народ (началась война), главный герой произносит убедительную, вескую речь, вселяя в подданных уверенность и спокойствие.
Тренинги
Занятия проводят практикующие психологи, HR-специалисты. Тренинг может быть в виде краткосрочных курсов, олимпиады, мастер-класса. Преподаватели — опытные коучи, которые дают теоретические знания, помогают определить тип собственного лидерства, учат развивать сильные стороны и корректировать слабые. Для самостоятельного обучения создают онлайн-платформы, которые предлагают программы на раскрытие лидерского потенциала, выработку качеств успешного человека и эффективного руководителя.
Анализ лидерских качеств проводят в виде тестирования, анкетирования, игр. Тренинг поможет разобраться, нужно ли вам лидерство, какой выбор сделать и как развивать нужные качества.
Конкурсы
В России с 1998 года действует федеральная программа подготовки управленческих кадров, в рамках которой проводят профессиональную переподготовку и развитие управленческих компетенций участников.
Так, в 2017 году стартовал конкурс управленцев нового поколения «Лидеры России» и региональные конкурсы, в частности «Лидеры Карелии».
В рамках конкурсных мероприятий участники проходят тесты, участвуют в тренингах на развитие управленческих компетенции, деловых играх на потенциал, общаются с наставниками — представителями органов власти, успешными бизнесменами.
Участие в подобных конкурсах дает человеку возможность понять, годится ли он на роль лидера, в каком направлении ему двигаться, чтобы соответствовать этому «портрету», помогает подняться по карьерной лестнице.
Примеры развивающих упражнений
Кто я?
Запишите 10 правдивых ответов, начиная каждый с местоимения «Я».
Проанализируйте ответы на предмет соответствия лидерским качествам, и определите, что вам мешает быть (или стать) лидером. Если вы себя охарактеризовали, например, как тихоня, подумайте, как это исправить и работайте в этом направлении.
Диалог с внутренним критиком
Если вы слишком самокритичны и думаете, что у вас ничего не выйдет, научитесь возражать «внутреннему голосу». Записывайте все, в чем сомневаетесь. Перечитайте, что записали, и попробуйте принять решение, не думая о том, что оно может быть неправильным.
Дневник успеха.
В конце дня отмечайте свои успехи. Вы должны записать минимум 3 положительных вещи, даже если день не удался. Упражнение развивает позитивное мышление и дает дополнительную мотивацию.
Мнение окружающих
Попросите друзей и родственников перечислить ваши достоинства и недостатки. Пусть честно ответят, за что они вас уважают, а какие ваши черты характера, привычки раздражают их. Запишите это интервью. Спокойно прочтите записи, ведь характеристику давали ваши близкие люди, которые вас любят, несмотря ни на что. Упражнение помогает избавиться от внутренних страхов, дискомфорта, мотивирует начать работать над собой.
«Учимся у других»
Напишите ФИО 3 известных людей, с которыми вы лично знакомы. Это может быть управленец, спортсмен или ученый.
Поставьте каждому оценку (например, по 5-балльной системе).
Дайте каждому характеристику, как руководителю.
Из присущих им качеств выберите 3, которые вы хотели бы развить в себе.
Развитие мотивации
Вспомните свое лучшее достижение в учебе, спорте или другой деятельности. Что вы сделали лучше других, что повлияло на вашу победу?
Попробуйте четко ответить, как вам удалось стать победителем.
Представьте, что объясняете это другим людям, чтобы они могли улучшить свои результаты.
Это упражнение можно выполнять несколько раз для разных достижений.
Игры для тренингов
Ты и твое имя.
Цель игры — анализ личностных качеств, проявление креативности. Участники пишут на бумаге свое имя, располагая буквы по вертикали. За 10-15 минут напротив каждой буквы нужно написать особо ценное качество своего характера. Например:
- И — интеллект;
- В — внимательность в мелочах;
- А — активность в коммуникации;
- Н — настойчивость.
Полученный результат показывают всей группе и обсуждают.
Харизматичная личность
Тренер предлагает группе обсудить это понятие. Все ответы записывают в общий список и делают вывод, что харизма дает возможность влиять на людей.
Участники делятся впечатлениями от общения с харизматическими личностями, в чем проявляется харизма, чему бы они хотели научиться у таких людей.
Через 10-15 минут обсуждения нужно выстроить на базе этих рассказов образ харизматичного лидера. Примерные вопросы для обсуждения:
- Нужна ли харизма лидеру?
- Какие из рассказанных историй запомнились?
- Что бы вы могли сделать, чтобы выработать такое качество?
- Как этому научиться?
Синхронный перевод
Упражнение развивает концентрацию внимания, повышает беглость речи.
5-7 человек садятся в круг. Один игрок читает текст. Его сосед повторяет каждое услышанное слово своему соседу и так по кругу, пока слово не вернется к чтецу.
Занятия развивают бессознательное единство с говорящим, даже если он вам не знаком. Такую тренировку можно применять для понимания иностранного языка и овладения навыками синхронных переводов.