Русская Школа Управления провела опрос на тему «Нужно ли учиться руководителю». В исследовании приняли участие 500 владельцев компаний с разной численностью персонала и менеджеры высшего и среднего звена. Итоги опроса показали, что больше 70% управленцев интересуют занятия по развитию профессиональных и управленческих компетенций, 60% — хотели бы повысить личную эффективность, как руководителя, и уровень коммуникации в бизнесе. 83% респондентов идут учиться для самообразования, поиска новых направлений для развития проектов. При этом они проходят обучение от 1 до 3 раз в год, а бизнес-тренинги и курсы повышения квалификации являются наиболее предпочтительным форматом.
Бизнес-тренинги — тематика, методики и техники обучения
В ходе учебного мероприятия участники разбирают разные темы — лидерство, делегирование, контроль временем. Основные темы управленческих тренингов:
- Управление проектами. Развитие навыков формирования команды, постановки целей, планирования ресурсов, организации взаимодействия между участниками проекта. Такой способ управления помогает выявить задачи, приоритетные для развития компании, распределить и направить силы на их решение. Руководителей проектов обучают распределению ответственности в команде, контролировать работу.
- Управление конфликтами. Менеджер получает инструменты предотвращения конфликтов в коллективе, учится грамотно разрешать их, контролировать собственное эмоциональное состояние.
- Эффективное руководство персоналом. Подбор стиля руководства под конкретную ситуацию или сотрудника, правильное делегирование полномочий, мотивация персонала.
- Лидерство в бизнесе. Формирование понимания лидерства. Диагностика собственного потенциала. Мотивация на развитие лидерских качеств.
Тренинги направлены на развитие навыков — управленческих, коммуникативных, личной эффективности. В зависимости от положения в структуре компании, руководителю нужно развивать те или иные управленческие компетенции. Например, для высшего руководства важно стратегическое и аналитическое мышление. Линейный руководитель должен иметь организаторские способности, уметь делегировать полномочия. Новичку на руководящей должности лучше выбрать занятия по базовым управленческим навыкам — это поможет понять суть работы руководителя. Опытному менеджеру подойдут комплексные программы, с практической и теоретической информацией по управлению персоналом.
Как проходит бизнес-тренинг
Продолжительность тренингов — 1-4 дня. В группе не должно быть больше 16 участников, причем желательно, чтобы у всех была одинаковая квалификация. Чем меньше группа, тем выше качество обучения — возрастает скорость усвоения материала, тренер уделяет внимание каждому участнику, общая дискуссия протекает комфортно.
Тренер представляется участникам, знакомится с каждым из них. В начале занятий группа обсуждает, что хочет от тренинга, какие проблемы нужно решить.
Основной блок — проработка тем, включенных в тренинг. Участники не должны пассивно слушать тренера. Обучение проходит в интерактивном формате, благодаря чему слушатель усваивает знания и приемы, получает опыт «здесь и сейчас».
В конце обучения тренер обобщает занятие, подводит итоги и отвечает на вопросы слушателей.
Основные методы тренинга
- Деловые/ролевые игры — моделирование реальных ситуаций, которые часто встречаются в профессиональной деятельности руководителей. Игра помогает найти решение сложных проблем, выявляет психологические особенности человека, занимающего руководящую должность. Такой метод обучения позволяет усвоить до 90% информации.
- Мозговой штурм — метод коллективного поиска решения вопроса. Участники генерируют большое количество возможных идей. При этом разрешено развивать, модифицировать, видоизменять свои и чужие идеи при полном отсутствии критики. Время брейншторминга — 40-60 минут. На первом этапе в воронку идей собирают все предложения, на втором — отбирают лучшие, которые потом можно использовать в работе руководителя.
- Кейсы — решение конкретной проблемы, стоящей перед управленцем в реальной жизни. Кейсы показывают, насколько хорошо топ-менеджер может справиться с комплексными задачами, может ли он принимать осознанные решения и логически мыслить. Это — тренировка по отработке того материала, который давался на тренинге.
- Групповые обсуждения — тренер дает вводную в виде актуального для всех вопроса (например, как правильно уволить сотрудника), и участники начинают дискутировать на эту тему. В результате группа приходит к общему мнению. Групповое обсуждение помогает овладеть приемами продуктивного спора и применять эти навыки в общении с партнерами по бизнесу и персоналом компании.
- Общегрупповая игра — комплексная отработка приемов, изученных на тренинге, подведение итогов, нужных тренеру, психологическая разгрузка.
- Мини-лекции — изложение тренером теоретического материала в сжатой форме, передача основных навыков участникам тренинга.
- Работа с видеофайлами — передача информации (лекция в видеоформате), взгляд на себя «со стороны»(съемка работы участников). Видео дает больше информации для анализа ошибок участников, выявления сильных сторон.
- Индивидуальная работа — самостоятельное выполнение заданий, без сотрудничества с другими членами группы.
- осваивает новые приемы в работе;
- получает подробный ответ на интересующий его вопрос без изучения многочисленных источников информации;
- узнает о новых законах, инструкциях, методиках, позволяющих решать стратегические задачи;
- получает рекомендации опытного тренера/наставника по совершенствованию навыков и компетенций;
- обменивается опытом с коллегами.
- определить цели, задачи и результат занятий;
- выделить бюджет на обучение;
- оценить как можно больше предложений на рынке дополнительного образования.
Такие упражнения вынуждают участников тренинга действовать, чтобы тренер смог определить их уровень владения навыками и дать рекомендации по развитию нужных качеств.
Кому необходим управленческий тренинг
Динамически развивающийся бизнес требует регулярного обновления инструментов и способов получения прибыли. Это же в полной мере относится к руководителю, поскольку грамотный управленец способен повысить прибыльность компании. Топ-менеджерам и специалистам необходимо изучать теорию и практику менеджмента, развиваться в своей профессии, постоянно углублять знания и оттачивать навыки управления. При этом они должны отслеживать тенденции современного рынка труда и быстро реагировать на изменения.
Успешный руководитель должен учиться, иметь достаточно знаний, навыков и умений, чтобы отвечать за все процессы в его организации. Обучаясь на тренингах, он:
Управленческие тренинги одинаково полезны начинающим управленцам, которым важен карьерный рост, и состоявшимся руководителям, желающим развивать свои навыки, обновлять знания. Словом, в тренингах заинтересованы люди, которые работают на перспективу и стремятся постоянно самосовершенствоваться.
Как выбрать бизнес-тренинг
Бизнес-тренинги для руководителей проводят государственные организации, частные тренеры и лицензированные школы. Бизнес-школы предлагают краткосрочные тренинги и 2-3-месячные курсы, по окончании которых выдают дипломы и сертификаты, подтверждающие квалификацию слушателей. Особенно внимательно нужно подходить к выбору частных тренеров, поскольку закон не регулирует, кто может проводить такие занятия.
Выясните, на каких темах специализируется тренинговая компания. Внимательно изучите ее сайт — сколько лет существует центр, какие программы предлагает, с какими тренерами сотрудничает. Посмотрите отзывы других слушателей, чтобы понять, стоит ли с ними работать.
Некоторые компании разрабатывают и продвигают собственные идеи и наработки по обучению управленцев — оцените, согласны ли вы с их концепцией. Если нет — ищите другой центр.
Обращайте внимание, как с вами общаются по телефону, как быстро отреагировали на заявку — эти действия элементарны для любой хорошо организованной компании. Плохой менеджмент часто говорит о низком качестве услуг.
При выборе тренинга обратите внимание на программу. Для молодых управленцев в нее должны входить упражнения на выработку умения работать в стрессовой ситуации, правильно реагировать на конфликты, вести переговоры. Управленцам с опытом работы нужны тренинги, где они смогут совершенствовать такие умения, как создание эффективной команды, построение системы развития персонала (каждый сотрудник на своем месте), работа с кадровым резервом.
Тренинги личностного роста развивают эффективность руководителя, вырабатывают способности взаимодействовать с другими людьми, обучают успешным стратегиям самомотивации.
Таким образом, чтобы выбрать оптимальную программу, нужно:
Хорошая альтернатива бизнес-тренингам для начинающих — федеральный и региональный конкурс лидеров («Лидеры России», «Лидеры Карелии»). Каждый этап соревнования дает конкурсантам новый инструмент карьерного роста. В ходе интенсивного общения, деловых игр, встреч с наставниками определяется сотня лучших участников. Все конкурсанты проходят комплексную оценку лидерских и профессиональных компетенций, узнают о перспективах роста и получают личный план развития. Победителей обучают на курсе подготовки высшего кадрового резерва страны и региона.
Участие в различных конкурсах — шанс начинающим управленцам получить работу в крупной компании или управлять собственным бизнесом, познакомится с топ-менеджерами и успешными предпринимателями.