Научного определения термину «мотивация» не существует. По сути, это — психологический процесс, стимул, который:
- заставляет человека действовать, упорно работать и двигаться к успеху;
- формирует многие аспекты поведения;
- отвечает за совершение тех или иных поступков.
Если коротко, то суть этого явления — удовлетворение всех потребностей человека путем управления его поведением, эмоциями, действиями. Чтобы мотивировать персонал на 100-процентную отдачу в работе, руководителю необходима эффективная мотивационная система.
Задачи мотивации коллектива
Грамотное мотивирование выполняет ряд задач:
- повышает производительность;
- улучшает психологический климат в коллективе;
- формирует постоянный, слаженный коллектив;
- помогает привлечь и удержать высококвалифицированных специалистов;
- формирует доверительное отношение сотрудников к компании;
- способствует созданию корпоративной культуры.
При грамотно поставленном деле мотивационные мероприятия существенно повышают прибыльность бизнеса.
Способы мотивации персонала
Денежное вознаграждение (материальная мотивация) — повышение зарплаты, бонусы, премиальные выплаты и надбавки. К материальному стимулированию относится соцпакет, страховка за счет работодателя, путевки и другие блага.
Вместе с поощрениями работников стимулируют и наказания, например, снятие премии за невыполнение плана, штраф за нарушения внутреннего трудового распорядка компании. Наказание — вариант материальной мотивации. Но применяют его с целью недопущения действий, которые могут навредить фирме.
Формы нематериального мотивирования сотрудников — возможность карьерного роста, корпоративы, участие в принятии стратегических решений.
Эффективная система мотивирования — умелое сочетание всех видов стимулирования.
Как разработать систему мотивации персонала
У каждого сотрудника свои потребности, каждый из них — отдельная личность, со своим мировоззрением. Один трудится ради личностного роста и карьеры, другой — довольствуется однообразной ежедневной работой. Для успешного управления персоналом руководитель должен знать, чем «дышит» каждый из его работников.
Хороший управленец должен быть психологом, который разбирается в типажах работников и умеет подобрать наиболее эффективный метод их мотивации:
- «Инструментарий». Дружелюбно настроен к своим коллегам, но не «болеет душой» за предприятие и работает исключительно «за деньги». Если конкуренты предложат оплату труда выше, чем он получает сейчас, — уйдет, не раздумывая. Лучшая мотивация — премии, бонусы, высокая з/п. Штрафы применять можно, но осторожно.
- «Профессионал». Работа — способ самовыражения. Берется за сложные задачи, может быстро выполнить большой объем заданий. При этом заработок и его размер у него стоит на втором или третьем месте после авторитетности и уважения коллег. Для такого работника хороший стимул — подчеркивать его компетентность, признавать вклад в дело предприятия, интересоваться его мнением по профессиональным вопросам.
- «Патриот» — общественный лидер, живет работой, считает свою компанию лучшей. Основной способ стимулирования — нематериальная мотивация. Деньги — вторичны.
- «Хозяин» — независимый, не приемлет тотального контроля в работе. Для такого сотрудника материальные поощрения не главное. Если дать ему максимальную автономность действий, признать его авторитет, выполнит все, что нужно. Материальные поощрения — не главное.
- «Люмпен». Безынициативный, не стремится к профессиональному развитию, зарабатыванию денег. Никакие виды поощрений не работают. Возможно, подействует страх наказания.
Для выбора удачного способа мотивации руководителю необходимо вникнуть в потребности своих подчиненных. При этом система стимулирования персонала должна соотноситься со стратегией компании, быть понятной работникам, в противном случае она не принесет пользы.
Тренинги для руководителя
Формальный администратор никогда не приведет свою команду к успеху. Это под силу сделать только настоящему лидеру с сильной энергетикой и способностью вести за собой других. Мотивационный тренинг научит сохранять настрой на результат, быть всегда в ресурсном состоянии, уверенно чувствовать себя в любой ситуации.
В ходе тренингов для мотивации персонала руководитель:
- изучает мотивационные теории;
- учится применять мотивацию на практике;
- вырабатывает понимание, когда применять кнут, а когда — пряник, как это влияет на мотивацию персонала.
Для обучения можно выбрать тренинг-центры, бизнес-школы, узконаправленные курсы для руководителей. Российские тренинговые компании:
- Русская Школа Управления. Тренинги по управлению персоналом. Можно получать знания в формате онлайн;
- Московская Академия Продаж — для начинающих бизнесменов тренинги управления, переговоров, организаторского мастерства. Оффлайн и онлайн формат курсов для руководителей и менеджеров;
- Центр Синтон. Обучение в формате бизнес-игр, психологических тренингов. Большое количество образовательных программ.
Менеджеры высшего звена и топ-менеджеры с опытом работы нуждаются в систематизации своего опыта. Овладев инструментами мотивации, такие управленцы способны одной мотивирующей беседой обеспечить выполнение бизнес-плана. Тренинги также полезны руководителям департаментов по работе с персоналом, специалистам службы HR, которые оказывают профессиональную поддержку руководству высшего звена.